Как слить воду с оки
Ока: инструкция замены охлаждающей жидкости
Автомобили Ока или ВАЗ — 1111 являются одними из наиболее распространенных транспортных средств на Российском рынке. Свою популярность машины, в первую очередь, получили благодаря простоте своей конструкции. В таких автомобилях водитель может самостоятельно заменить расходные детали, масла и охлаждающую жидкость. Как сменить антифриз, читайте ниже.
Поломки и утечки охлаждающей жидкости из бачка
Система охлаждения в автомобиле Ока выполняет функцию защиты двигателя от перегрева. Помимо этого, СО обеспечивает комфортное управление транспортом в летнее и зимнее время года. В основе механизма действующим веществом является специальная технологическая жидкость — антифриз или хладагент.
Охлаждающая жидкость циркулирует по системе СО, равномерно распределяя тепло или нагревая двигатель но нужной температуры. При этом раствор также оказывает эффективную смазку поверхности водяной помпы, защищая ее от износа. В состав жидкости входят специальные антикоррозийные присадки, которые, с течением времени способны утрачивать свои свойства. Остатки металлических частиц забиваются в трубах, что может привести к поломке СО и утечке жидкости. На таком транспортном средстве ездить опасно, поэтому водителям рекомендуется регулярно проверять уровень ОЖ в системе.
Для того чтобы проверить уровень антифриза в автомобиле Ока необходимо:
- вынуть измерительный щуп из отверстия в расширительном бачке;
- протереть поверхность чистой губкой;
- вставить деталь обратно;
- опустить щуп в картер до упора;
- вынуть механизм и внимательно осмотреть содержимое.
При нормальном количестве охлаждающая жидкость будет оставаться в пределах отметки МАХ. Проверка выполняется только при заглушенном моторе. Такой способ является наиболее простым. Для более точного определения уровня и состояния охлаждающей жидкости в СО необходимо расположить ТС на ровной поверхности, прогреть двигатель до 80 градусов С и заглушить его. Затем следует вынуть щуп из картера и проверить ОЖ на холодном и горячем уровнях. Особое внимание требуется уделить цвету и составу антифриза. При потемнении жидкости и появлении осадка (пены, стружки или сколов) необходимо сменить раствор.
Недостаток охлаждающей жидкости в расширительном бачке также опасен, как и его избыток. При слишком высоком уровне ОЖ (выше MАХ), двигатель будет расходовать больше горючего, вследствие чего жидкость начнет испаряться, постепенно загрязняя свечи зажигания. На внутренних поверхностях автомобиля появится нагар, который повлечёт за собой серьёзные поломки ДВС.
При недостатке ОЖ необходимо определить причину. Чаще всего при осмотре картера обнаруживается протечка антифриза из системы вследствие:
- разгерметизации соединителей;
- трещины в патрубках;
- дефект определенных узлов СО;
- износ системы охлаждения.
При обнаружении протечки водителю необходимо устранить ее в срочном порядке. После этого, в СО заливается новая ОЖ. Такая процедура является обязательной при ремонте системы охлаждения или отдельных ее механизмов.
Процесс смены охлаждающей жидкости
В ВАЗ 11113 Ока замена охлаждающей жидкости чаще всего производится водителями самостоятельно. Для этого не требуется каких-либо профессиональных навыков. Необходимо только закупить нужный раствор, подготовить инструменты по списку и следовать пошаговой инструкции, изложенной ниже.
Для того чтобы определить какой именно покупать антифриз следует ознакомиться с технической документацией транспортного средства. Производители автомобилей Ока рекомендуют использовать следующие марки охлаждающей жидкости:
Вязкость вещества — API SJ/CF, SAE SG/CD и SJ/SH/CD.
Необходимые инструменты:
- гаечный ключ на 8;
- стандартная крестовая отвертка;
- шестигранник №12;
- воронка;
- чистая ветошь;
- пустая тара для слива отработанного антифриза.
Пошаговая инструкция замены охлаждающей жидкости в автомобиле Ока:
- Первоначально необходимо загнать автомобиль на смотровую яму и заглушить мотор;
- Открыть капот и отвернуть клапан расширительного бачка;
- Открыть сливной краник отопителя и провернуть его в крайнее правое положение;
- Отвинтить болты и снять защиту картера;
- Снять клапан радиатора, подставив под него тару;
- Слить жидкость из блока цилиндров и закрутить все клапаны;
- Ослабить хомута карбюратора и отсоединить шланг подогрева;
- В расширительный бачок под капотом залить антифриз до максимальной отметки;
- Завести мотор на 10 минут и проверить уровень ОЖ в системе.
Когда нужно менять хладагент на Оке?
Согласно регламенту техобслуживания автомобилей Ока, заменять охлаждающую жидкость необходимо каждые 90 тыс км пробега. Также новый хладагент требуется при ремонте системы охлаждения или при износе отдельных компонентов СО.
Источник: fix-my-car.ru
Большие загадки маленькой “оки”
БОЛЬШИЕ ЗАГАДКИ МАЛЕНЬКОЙ «ОКИ»
БОЛЬШИЕ ЗАГАДКИ МАЛЕНЬКОЙ «ОКИ»
ИНОГДА ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТЕЙ СОВСЕМ ПРОСТА, НО ПОПРОБУЙ ДО НЕЕ ДОКОПАТЬСЯ
ТЕКСТ / АНДРЕЙ КВЯТКОВСКИЙ
Поломки в наших автомобилях — дело обычное. Если причина — банальный брак или износ той или иной детали, все решается просто — меняем. Но бывают дефекты, которые срабатывают как мина замедленного действия и доставляют пренеприятнейшие хлопоты владельцу. Вот несколько загадок-сюрпризов «Оки».
С ней счастливый обладатель новенького автомобиля сталкивается при первой же попытке пополнить запасы горючего. Как только из заправочного пистолета весело побежит оплаченный бензин, часть его тут же окажется на дороге, руках заправщика, боковине кузова. Положение спасает лишь умелая манипуляция клапаном пистолета, уменьшающая тугую струю до тоненького ручейка. И так — каждый раз! Первое, что приходит на ум — забита дренажная трубка бензобака. Но осмотр не выявляет никаких перегибов. И все же первое впечатление — самое верное. Только закупорка таится в пластиковом участке трубки, расположенном. внутри бензобака и соединяющем металлический патрубок с самой верхней точкой его полости. Причина, вероятно, в усадке пластика при нагреве бака во время сварки или сушки после окраски (трубку монтируют заранее). Эх, будь она стальной или медной.
Чтобы устранить дефект навсегда, достаточно внутреннюю трубку сдернуть с патрубка через основание заправочной горловины и. выбросить. Жаль только, что придется предварительно снимать бензобак.
Лениться он начинает обычно через год-другой, притом даже в жаркую погоду. Переборки стартера и ревизия его деталей ничего «криминального» не выявляют. Измеряем падение напряжения на проводе от аккумуляторной батареи до клеммы стартера — все в норме. Стоп! Попробуем присоединить вольтметр между «минусом» АКБ и корпусом стартера. Вполне возможно, что у вас, как и у меня, набегут полтора, а то и два вольта. А это, между прочим, потеря около 400 Вт мощности! Оказывается, примерно с 1996 года горе-рационализаторы упразднили на части автомобилей «массовый» провод, соединяющий кузов и двигатель. Теперь ток течет через ступичные подшипники и ШРУСы, попутно сокращая им жизнь. Но двумстам амперам на этом пути слишком тесно. Подобная неисправность может, однако, произойти и на машине, где упомянутый провод имеется: сечение точки сварки его наконечника с кузовом порой столь мало, что проку от него немного.
Выход прост: возьмите мягкий провод такого же сечения, как у идущего от аккумулятора, соедините им болт крепления стартера и, например, шпильку главного тормозного цилиндра. Теперь стартер заработает как новый.
Проявляются тоже через пару лет эксплуатации. Автомобиль начинает странно вести себя на ходу, особенно на «прямой» передаче. Вместо в меру веселого разгона появляются то дерганья, то просто какая-то вялость. Постепенно отчаявшийся владелец заменяет все элементы системы зажигания — свечи, катушку, коммутатор, датчик Холла, высоковольтные провода. И, представьте себе, каждая такая замена облегчает не только кошелек, но и душу — помогло! Но, увы, ненадолго. Все вскоре повторяется. Автору удалось все же найти еще один, причем самый дешевый элемент, с которого и следовало начинать и которым можно было ограничиться — это. реле, включающее систему зажигания. Оно расположено справа от руля и внешне отличается лишь большим сечением подходящих проводов. Увы, только их, а не контактов внутри. Последние-то и не выдерживают длительной работы под пульсирующим током 7 А.
Ремонт заключается в замене реле или хотя бы в зачистке его контактов. А диагностика дефекта проста: попробуйте поехать на автомобиле, включив зажигание «воровским» способом — соединив напрямую «плюс» аккумулятора с соответствующим выводом катушки зажигания (сине-черный провод, не перепутайте!). Если неприятные явления пропадут — вы на правильном пути.
«МИНА», КОТОРАЯ ЕЩЕ НЕ ВЗОРВАЛАСЬ
Когда это случится — будет уже поздно и устранять последствия станет куда сложнее, чем своевременно выполнить несложную профилактику. Поднимите коврик и шумопоглощающий мат со стороны пассажира. Там обнаружите трубку бензопровода, которая имеет склонность к сквозной коррозии, тем более что почти всегда находится в воде. Кардинальный выход — замена стального бензопровода медным, что вполне по силам рукастым обладателям народного автомобиля.
Рис. 1. Бензобак «Оки» в разрезе. Удалите часть трубки, показанную красным цветом. Если оброните на дно бака — не расстраивайтесь. Пусть там и остается.
Рис. 2. Если стартер вдруг ослаб, не поленитесь включить вольтметр, как показано на рисунке, и, отсоединив катушку зажигания, прокрутите двигатель стартером. Показания прибора в это время не должны превышать 0,5 — максимум 1 вольт.
Источник: www.zr.ru
Антифриз для ВАЗ 1111 Ока


Год | Двигатель | Тип | Цвет | Срок эксплуатации | Рекомендуемые производители |
1990 | бензиновый, дизельный | TL | синий | 2 года | Аляска А-40М, AGA-L40, Sapfire |
1991 | бензиновый, дизельный | TL | синий | 2 года | Felix, AGA-L40, Speedol Super Antifriz, Sapfire |
1992 | бензиновый, дизельный | TL | синий | 2 года | Лукойл Супер А-40, Тосол-40, Speedol Super Antifriz, Sapfire |
1993 | бензиновый, дизельный | TL | синий | 2 года | Тосол-40, AGA-L40, Speedol Super Antifriz, Anticongelante Gonher HD |
1994 | бензиновый, дизельный | G11 | зеленый | 3 года | Glysantin G 48, Лукойл Экстра, Aral Extra, Mobil Extra, Zerex G, EVOX Extra, Genantin Super |
1995 | бензиновый, дизельный | G11 | зеленый | 3 года | Лукойл Экстра, Zerex G, Castrol NF, AWM, GlycoShell, Genantin Super |
1996 | бензиновый, дизельный | G11 | зеленый | 3 года | Glysantin G 48, Havoline AFC, Nalcool NF 48, Zerex G |
1997 | бензиновый, дизельный | G11 | зеленый | 3 года | Mobil Extra, Aral Extra, Nalcool NF 48, Лукойл Экстра, Castrol NF, GlycoShell |
1998 | бензиновый, дизельный | G11 | зеленый | 3 года | AWM, EVOX Extra, GlycoShell, Mobil Extra |
1999 | бензиновый, дизельный | G11 | зеленый | 3 года | Havoline AFC, Aral Extra, Mobil Extra, Castrol NF, AWM |
2000 | бензиновый, дизельный | G11 | зеленый | 3 года | Aral Extra, Genantin Super, G-Energy NF |
2001 | бензиновый, дизельный | G12 | красный | 5 лет | GlasElf, AWM, MOTUL Ultra, G-Energy, Freecor |
2002 | бензиновый, дизельный | G12 | красный | 5 лет | Castrol SF, G-Energy, Freecor, Лукойл Ультра, GlasElf |
2003 | бензиновый, дизельный | G12 | красный | 5 лет | Freecor, AWM, MOTUL Ultra, Лукойл Ультра |
2004 | бензиновый, дизельный | G12 | красный | 5 лет | Лукойл Ультра, Motorcraft, Chevron, AWM |
2005 | бензиновый, дизельный | G12 | красный | 5 лет | MOTUL Ultra, MOTUL Ultra, G-Energy |
2006 | бензиновый, дизельный | G12+ | красный | 5 лет | Chevron, AWM, G-Energy, Лукойл Ультра, GlasElf |
2007 | бензиновый, дизельный | G12+ | красный | 5 лет | Chevron, G-Energy, Freecor |
При покупке необходимо знать оттенок — Цвет и Тип антифриза, допустимый для года выпуска вашей 1111 Ока. Производителя выберите на свое усмотрение. Не забывайте — у каждого типа жидкости свой срок эксплуатации.
Например: для ВАЗ 1111 Ока (1 поколение) 1990 г.в, с бензиновым или дизельным типом двигателя, подойдет — традиционный класс антифриза, тип TL или тосол с оттенками синего цвета. Примерный срок следующей замены которого составит — 2 года.
По возможности, сверьте выбранную жидкость на соответствие требованиям спецификаций производителя автомобиля и интервалам техобслуживания.
У каждого типа жидкости — свой цвет. Бывают редкие случаи, когда тип подкрашивается другим цветом.
Цвет красного антифриза может быть от фиолетового до светлорозового (у зеленого и желтого теже принципы).
Смешивать жидкость разных производителей — можно, если их типы соответствуют условиям смешивания.
• G11 можно смешивать с аналогами G11
• G11 нельзя смешивать с G12
• G11 можно смешивать G12+
• G11 можно смешивать G12++
• G11 можно смешивать G13
• G12 можно смешивать с аналогами G12
• G12 нельзя смешивать с G11
• G12 можно смешивать с G12+
• G12 нельзя смешивать с G12++
• G12 нельзя смешивать с G13
• G12+, G12++ и G13 можно смешивать между собой
• Не допускается смешивание Антифриза с Тосолом. Ни при каких условиях!
Тосол и Антифриз — сильно отличаются по качеству. Тосол — торговое название традиционного типа (TL) охлаждающей жидкости старого образца.
По окончанию срока службы — жидкость полностью обесцвечивается или сильно тускнеет. Перед заменой одного типа жидкости на другой, промойте радиатор автомобиля обычной водой. Полная инструкция.
Источник: autogener.ru
Как слить антифриз: топ эффективных способов
По мере эксплуатации автомобиля владельцам иногда приходится сталкиваться с необходимостью слива антифриза из системы охлаждения. Процедура хоть и не является сложной, но для правильного и, главное, безопасного её выполнения, требуется соблюсти некоторые нюансы. Таким образом, жидкость удастся полностью слить из системы и избежать возможных травм и поломок деталей автомобиля.
Зачем нужно сливать охлаждающую жидкость
В системе охлаждения современных автомобилей в качестве теплоотводящей жидкости используется антифриз. На первый взгляд, может показаться, что в замене эта жидкость не нуждается, ведь система закрыта и в неё извне ничего не попадает. Основные компоненты в составе антифриза — этиленгликоль и вода, но не менее важными являются присадки, которые предотвращают коррозию элементов охлаждающей системы, смазывают и защищают их. По мере эксплуатации автомобиля присадки утрачивают свои свойства, что приводит к образованию коррозии с последующим нарушением работоспособности деталей. В результате частички металла и других материалов оседают и забивают радиатор и другие узлы системы. Это приводит к ухудшению охлаждения мотора и как следствие, его перегреву.
Когда менять антифриз
Антифриз подлежит замене в нескольких случаях:
- Потеря характеристик охлаждающей жидкости ОЖ. Происходит это по причине постоянных температурных изменений, испарения, оксидации.
- Добавление в антифриз воды либо другой жидкости в экстренных случаях. Бывают ситуации, когда из-за кипения тосола или других причин, требуется доливка жидкости, а под рукой её попросту нет. Поэтому часто используется обычная вода или антифриз другого класса или марки. После таких манипуляций тосол нуждается в полной замене.
Ресурс антифриза
Антифриз, как и любая другая техническая жидкость, имеет определённый ресурс, который указывается изготовителем или автопроизводителем. В основном тосол меняют раз в 2–3 года. Если говорить о современных автомобилях, то ОЖ меняют при её эксплуатации более 5 лет или пробеге 250 тыс. км., что характерно для автомобилей Volkswagen. АвтоВАЗом оговаривается замена через 75 тыс. км. или 3 года эксплуатации антифриза.
Признаки замены ОЖ
На необходимость замены тосола указывают следующие признаки:
-
жидкость утрачивает свой первоначальный цвет и становится коричневатой. Это говорит о возникновении коррозии деталей системы. Такой тосол нуждается в немедленной замене, независимо от срока его службы;
Как подготовить авто к сливу охлаждающей жидкости
Для слива антифриза нужно выполнить некоторые подготовительные мероприятия. Поскольку рассматриваемое вещество является токсичным, сливать на землю его нельзя. Для этих целей используют закрывающуюся тару, которую утилизируют согласно экологическим нормам. Подготовка автомобиля заключается в его постановке на ровную горизонтальную поверхность для более эффективного слива жидкости из всех патрубков и узлов. Практически на всех авто ОЖ сливается через специальное отверстие, которое иногда расположено в нижней части радиатора либо на патрубках.
При отсутствии отверстия слив производят через снятый патрубок радиатора.
Немаловажным моментом является соблюдение техники безопасности: сливать тосол с горячего двигателя категорически запрещается. Из-за высокой температуры нагрева антифриза велика вероятность получения ожогов в ходе работы. Кроме этого, в результате нагрева жидкость в системе находится под давлением и при открывании любой крышки произойдёт её выброс. Поэтому сперва нужно дождаться остывания мотора до температуры окружающей среды и только после этого откручивать крышку расширительного бачка и радиатора.
Как слить антифриз
Слив ОЖ из системы можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Через радиатор
После подготовки всего необходимого выполняем следующие шаги:
-
Снимаем защиту мотора, отвернув соответствующий крепёж.
Видео: слив антифриза из радиатора
С блока двигателя
Поскольку слив антифриза с блока мотора является продолжением рассматриваемой процедуры, передвигаем ёмкость под сливное отверстие на двигателе и совершаем следующие действия:
- Снимаем элементы, препятствующие свободному доступу к сливной пробке. В зависимости от марки автомобиля эти элементы могут быть разными.
- Аккуратно отворачиваем пробку.
Из расширительного бачка
В расширительном бачке со временем собирается осадок. Поэтому при замене ОЖ слить вещество с этой ёмкости и промыть её будет совсем нелишним. Суть процедуры заключается в отсоединении патрубка, идущего к радиатору, с последующим сливом жидкости в подходящую тару.
Возможен и иной вариант: ОЖ можно слить через горловину при помощи тонкой трубки, например, медицинской капельницы.
Видео: как слить антифриз из расширительного бачка
С использованием домкратов
Действия при использовании домкратов во многом повторяют стандартную процедуру слива антифриза. После установки ёмкости и отворачивания пробок задние колёса приподнимают как можно выше. Спустя 20 минут машину опускают и поднимают только левое колесо. Через такой же промежуток времени авто опускают и поднимают правое колесо. После таких действий из системы каждый раз будет выливаться какое-то количество жидкости.
К подобной процедуре можно прибегнуть при ремонте в полевых условиях, поставив машину под уклон.
С использованием компрессора
Воздушный компрессор также можно задействовать при сливе антифриза. Его подсоединяют к системе охлаждения и подают воздух, постепенно удаляя ОЖ. Такой вариант хоть и можно рассматривать, но только в крайнем случае, поскольку в зависимости от мощности устройства в системе может быть создано слишком высокое давление, которое повредит пластиковые элементы. К тому же далеко не у каждого автолюбителя под рукой окажется компрессор нужной производительности.
Видео: слив антифриза при помощи компрессора
Антифриз подлежит замене через определённый срок эксплуатации или пробег, а также по характерным признакам. Ездить на ОЖ, утратившей свои свойства, не рекомендуется, поскольку повышается износ элементов и узлов системы охлаждения. Ознакомившись с пошаговой процедурой, слить тосол сможет практически каждый автолюбитель.
Источник: bumper.guru
Окское море. Как в Рязани Ока разливалась
Ока последние годы разливается слабо: ну, затопит Лесопарк, едва ли до автовокзала дойдет вода. То ли было раньше, когда и современная площадь Свободы затапливалась полностью!
В наших Венециях
Именно такое выражение использовали рязанцы в конце XIX — начале ХХ века, когда описывали родной город весной. По документам и даже личным письмам горожан известно, что ледоход начинался только в начале, порой даже в середине апреля. В два-три дня с реки полностью уходил весь лед, после чего сердца рязанцев замирали: Ну?! Как вода прибудет? Проходил еще день — разлива не начиналось, потом еще — река держалась в русле. Говорят, что Ока имела обыкновение разливаться именно по ночам, а с утра городские мальчишки уже летели по улицам с диким криком: «Прибывает! Прибывает!».
После этого счет переходил на часы и даже минуты. Ипподром, который когда-то был расположен на месте футбольного поля в лесопарке, тонул уже к вечеру того, первого дня. Та же участь ждала лесопильные заводы купца Ванькова, расположенные в районе современной улицы Лесопарковой, примерно там, где сейчас длинный дом на сваях (забегая вперед, стоит сказать, что дом этот строили в 1970-е годы именно как «устойчивый» к стихии разлива).
А в 1900-е годы рабочие лесопилки спешно увязывали свежеоструганные бревна в большие штабеля, используя для этого самое надежное (кстати, и до наших дней) средство — пеньковую веревку, которой нипочем ни вода, ни многопудовые нагрузки.
Но уровень Оки в те времена поднимался не на 2-3 метра, как сейчас, а на 7-8, и совладать с водной стихией не всегда удавалось. Был случай, что заготовленный на заводах лес всплыл, бревна проломили стену дощатого сарая, где хранились, и унеслись по течению. Говорят, приказчики Ванькова гонялись за ними на лодках, но выловили крайне мало, зато жители Вышгорода, Кораблина и даже Спасска много лет после того подправляли сени и даже топили печки «фабричными» бревнами.
Вода, однако, на этом не останавливалась: приблизительно на четвертые сутки от начала разлива подбиралась она к улицам Затинной и Иерусалимской (сейчас они слиты в единую улицу Затинную). Первым храмом, который встречала она на пути, была церковь Благовещенья, сохранившаяся близ Торгового городка по сей день. В 1801 году старинный деревянный иконостас обрушился прямо в воду, которая заполнила погреба и еще на полметра стояла в помещении (впрочем, современники свидетельствовали, что «во алтарь не вошла»).
Самое интересное заключается в том, что в помещении-то в это время шла служба: настоятель того времени Илларион Артеньев славился всяческим рвением, не прекращая службы даже «в пору буйства стихийного». Еще одна версия: в тот день была Пасха, поэтому служили ни на что не взирая прямо в воде.
Вероятно, только это и спасло от трагедии: прийти на такую службу решилось лишь несколько человек, все успели отпрыгнуть. Сам Артеньев, находившийся именно в алтаре, счел случившееся дурным знамением и к следующему году удалился в монастырь. А вот уже другой настоятель этой же церкви в 1841 году эвакуировал уже новый иконостас «с позолотою» к соседям, в храм Воскресенья Згонного (был в центре площади Свободы) — на время паводка.
Что может гимназист
Вообще же горожане ждали разлива и всегда улыбались кричащим «прибывает!» мальчишкам. Ведь на набережной, у кремля, в это время закипала самая активная жизнь: из Коростова приплывали «гондольеры» местного значения, готовые за гривенник покатать желающих по бескрайней глади разлива. Множество лодок сдавалось в прокат, половину средств от которого забирала городская управа, а половину — собственники.
Прокатиться на лодке считалось делом романтическим и весьма недорогим, а потому гимназисты, у которых вечно не хватало копейки на иной подарок, вывозили барышень на «водные прогулки». Случалось, уплывали далеко, на стремнину, и течение выносило парочку в свободное плаванье, возвращение из которого стоило гимназисту стертых мозолей, родительского гнева и рубля штрафа. Впрочем, штраф надо было платить только в том случае, если начинались поисковые работы, но такое хоть раз бывало всякий год.
Тому, почему сейчас не бывает таких разливов, есть несколько объяснений, наиболее авторитетное из которых — малое количество снега. Но еще в 1986 году вода подступала вплотную к площади Свободы — тогдашнего директора швейной фабрики чуть не уволили за то, что он не успел убрать из подвалов складские запасы дорогой ткани.
Говорят также, что и уровень воды в Оке, а еще быстрее — в Трубеже и Лыбеди, падает. Та же Лыбедь в XV, например, веке, была судоходной рекой, а в ХХ ее средняя ширина всего 1,8 метра. Соответственно, сколько бы снега ни натаяло, вода сейчас поднимается с более низкой точки, чем столетия назад.
Наконец, Ока постепенно меняет свое русло, которое отступает от Рязани и наступает в сторону Шумаши. Соответственно, воде до города становится «далеко». Правда, процесс это столь медленный, что вряд ли может быть заметен «на глаз».
Как бы там ни было, только в разлив в Оке можно наблюдать удивительное природное явление — меандры. Несколько огорчает, что такое наблюдение возможно лишь с высоты птичьего полета. По словам рязанского воздухоплавателя Александра Маврина, сверху видно, как разные течения (а их в разлившейся реке десятки) окрашиваются разными цветами из-за грунтов, которые размываются. Это выглядит как сложное переплетение цветных линий, почти как древнегреческий орнамент — меандр.
Наблюдал за течениями Оки Дмитрий Бантле
Источник: ya62.ru
detector