Могут ли дпс останавливать не на посту

Причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2020 году в РФ

Уважаемые автолюбители, наверняка большинство из вас не знает, что нельзя просто так взять, и остановить ваш автомобиль. Сегодня хотелось бы рассмотреть все законные причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2020 году в РФ. Согласно пункту 84 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664 сотрудник ГИБДД может остановить ваше транспортное средство только на основании нижеприведенных причин.

Причины для остановки ТС сотрудниками ГАИ в 2020 году:

Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.

Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.

Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.

Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.

Необходимость использования транспортного средства.

Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.

Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.

Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.

Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.

Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Теперь сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобиль для проверки документов не только на стационарном посту

Когда инспектор будет подавать вам жест для остановки, он обязан указать конкретное место, при этом данный участок дороги не должен запрещать остановку.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Пункт 86 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.

Пункт 88 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

В том случае, если ваш автомобиль потребовался сотруднику полиции, то он обязан вам сообщить цель и маршрут, при этом водителем остаетесь вы. Для погони за лицами, которые совершили какое-либо нарушение, инспектор обязан использовать свой служебный автомобиль.

При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством
Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения Госавтоинспекции (подразделения ДПС).

Пункт 90 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Также может быть осуществлена принудительная остановка автомобиля. Для этого применяются следующие средства:

Специальные средства принудительной остановки в случае наступления опасности. Такими средствами являются дубинки, газовые баллончики, пистолеты, электрошокер и пр.

Специальные сигналы (светофоры, регулировщик) для ограничения или запрета движения.

Перекрытие движения при помощи патрульной машины с включенными световыми сигналами.

В том случае, если грозит реальная опасность (водитель совершил преступление или в целях самообороны), то автомобиль может быть остановлен при помощи огнестрельного оружия.

Пожалуй, это все основания остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2020 году, но мне очень хотелось бы рассказать вам еще об одном нюансе. Ранее было популярно скрытое патрулирование, когда автомобиль используется без специальной окраски, но при этом водитель одет в штатную форму. Отныне все изменилось. Теперь скрытое патрулирование запрещено.

Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящего устройства) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности.

Пункт 96 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Напоследок хочу напомнить вам, что инспектор обязан подходить к вам после остановки транспортного средства, исключительно со стороны водителя, если нет каких-либо объективных обстоятельств, которые могли бы помешать этому. Затем, представиться, сообщить фамилию должность и звание, а только потом причину остановки.

Источник: zakon-auto.ru

Разрешена ли проверка документов вне стационарного поста ДПС

Каждый автомобилист боится быть остановленным инспектором, даже, если он ездит аккуратно, не нарушая правила дорожного движения. Чтобы относиться спокойнее к этой процедуре, автомобилисту не помешает хотя бы поверхностно знать, по каким причинам его на дороге может остановить инспектор.

Читайте также:  Можно ли запаять алюминиевый радиатор оловом

Какие изменения произошли в новом регламенте?

В старом приказе № 185 2009 года говорилось, что инспектор может проверять документы автомобилиста только на постоянном посту дорожно-патрульной службы. Поскольку эти стационарные посты было дорого содержать, поэтому за несколько лет их сократили в разы. Вне поста они могли проверять документы транспортного средства только во время специальных рейдов.

Статистическое исследование показало, что на стационарных постах эффективность выявления нарушений очень низка, водители, завидев пост издалека, как правило, снижают скорость и проезжают мимо аккуратно, предупреждая других водителей о посте миганием фар. Тогда, в связи с отсутствием необходимой портативной техники у сотрудников ГИБДД, не было возможности сверять документы остановленного автомобилиста вне постоянного поста, которые, как правило, оснащены нужной для проверки техникой. Из-за этого неудобства реальные нарушители, ничем не выдавшие себя и не превышающие скорость движения, легко уходили от ответственности, например, водители, лишенные прав или не получившие их, угонщики, несильно пьяные, наркоманы. А раз нет постов, то такие водители продолжают безнаказанно нарушать правила, подвергая себя, пассажиров и пешеходов опасности.

Сейчас, в связи со стремительным техническим прогрессом, оснащением каждого сотрудника ДПС портативной техникой и прочими изменениями, появилась возможность изменить устаревший регламент по надзору за безопасностью дорожного движения, что и произошло с заменой старого приказа на новый № 664 с 20 октября 2017 года. Самым главным изменением в новом регламенте ГИБДД можно назвать, что инспектора теперь могут проводить проверку документов вне контрольного поста.

Но участок на дороге, где инспектор может заниматься проверкой документов, выбирает его руководство на основании статистики аварий в определенной местности.

По каким причинам инспектор может затормозить водителя?

Список оснований, по которым могут затормозить автомобиль вне постоянного поста:

  • При обнаружении сотрудником дорожно-патрульной службы нарушения водителем ПДД.
  • Если марка, модель и цвет автомобиля подходят под описание ранее угнанного автомобиля.
  • Чтобы забрать показания у автомобилиста, оказавшегося невольным свидетелем аварии.
  • Чтобы автомобилист побыл понятым.
  • Когда инспектору срочно нужна машина, например, догнать преступника или срочно увезти пострадавшего в больницу.
  • Чтобы автомобилисты дали дорогу спецмашинам.
  • Когда требуется помощь автомобилиста инспектору или другим автомобилистам, пассажирам, пешеходам.
  • При получении информации от диспетчера, что в автомобиле, подходящим под описание, водитель может быть правонарушителем или его пассажиры.
  • Чтобы временно запретить, ограничить движение транспортных средств.
  • Во время проверки, проходящей по плану.
  • Во время мероприятий, проводящимися по приказу от руководства.
  • Когда автомобилистам может грозит опасность (неисправная машина, ремонт дороги или моста, авария).
  • Чтобы убедиться в наличии документов на право управления, пользование данного автомобиля и перевозку груза.

Дополненный список прав инспекторов.

В новом регламенте ГИБДД от 20 октября 2017 года расширили права сотрудников ДПС, которые теперь имеют право:

  • Проверять документы не только у автомобилиста, но и у его пассажиров вне контрольного поста ДПС.
  • Вести съемку не только служебном видеорегистраторе, но и на собственном телефоне, если нет возможности найти понятых.
  • Проверять документы не только на транспортное средство, но и на перевозимые грузы.
  • Проверять у автомобилиста наличие полиса ОСАГО.
  • Задерживать автомобиль, находящееся в угоне.

Способы остановки автомобилистов.

Водителям следует помнить, что их остановить может только сотрудник дорожно-патрульной службы. Стажер дорожно-патрульной службы, участковый, гражданский в форме регулировщика лишены права останавливать транспортные средства, так как не наделены функцией регулировщика дорожного движения.

Сотрудник дорожно-патрульной службы, чтобы остановить нужное транспортное средство, озвучивает данное требование через громкоговоритель или направляет жезл в сторону определенной машины. Затем жезлом указывает на место, куда должен подъехать автомобилист. В вечернее время сотрудник дорожно-патрульной службы в целях безопасности должен использовать световые сигналы.

У сотрудника ДПС нет прав на принудительную остановку транспортных средств:

  • Автобусы и ему подобные транспортные средства, заполненные пассажирами.
  • Транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам.
  • Транспортные средства, принадлежащие консульским учреждениям иностранных государств.
  • Мопеды.
  • Мотоциклы.
  • Мотороллеры.

Сотруднику дорожно-патрульной службы запрещено останавливать автомобилистов на:

  • Железнодорожных проездах.
  • Горных дорогах.
  • Мостах.
  • Дорогах со слабой видимостью.
  • Эстакадах.
  • Путепроводах.
  • В туннелях.

После того, как автомобилист остановился, сотрудник дорожно-патрульной службы должен:

  • Сразу подойти к автомобилисту, которому не нужно выходить из машины.
  • Вежливо поздороваться с автомобилистом.
  • Назвать свою фамилию, имя, отчество, звание.
  • Объяснить автомобилисту, по каким причинам его транспортное средство остановили.
  • При требовании автомобилиста, предъявить удостоверение, но не отдавая его.
  • Попросить автомобилиста освободить собственные документы от обложки и передать документы.
  • Если сотруднику дорожно-патрульной службы автомобилист нужен как понятый, то нужно объяснить его права и обязанности.
  • Если автомобилиста остановили из-за несоблюдения правил, сотрудник дорожно-патрульной службы должен объяснить это автомобилисту.
  • Сотруднику дорожно-патрульной службы запрещено останавливать автомобилиста на длительный срок.

Список документов, которые проверяет инспектор.

Инспектор тормозит автомобилиста, чтобы проверить документы, только в тех случаях:

  • Когда автомобилист нарушил ПДД.
  • Автомобилист подходит под описание правонарушителя или находящегося в розыске.
  • Выявлении признаков подделки документов личности или перевозимого груза.
  • Когда автомобилист необходим в качестве понятого.

Если автомобилист, остановленный сотрудником дорожно-патрульной службы, оказывается иностранцем, то у него проверяются документы:

  • Паспорт иностранного гражданина или ему подобный документ.
  • Миграционная карта, виза.
  • Водительское удостоверение.
  • Документы на автомобиль.
  • Если машина ввозится в Российскую Федерацию, то проверяются документы, оформленные для прохождения таможни.
  • Полис ОСАГО или подобные ему страховые документы.
  • Документальное разрешение для въезда на территорию.

Кроме автомобилиста, сотрудник дорожно-патрульной службы проверяет документы всех его пассажиров.

Сотрудник дорожно-патрульной службы обязан.

  • Вне контрольных постах в темное время суток использовать специальные световые сигналы.
  • В условиях недостаточной видимости или ночью носить световозвращающее снаряжение и светящийся жезл.
  • Если автомобилист не предоставил необходимые документы, то сотрудник дорожно-патрульной службы должен его оставить на контрольном посту, пока родственники или близкие друзья забывчивого, которым даются три часа, не привезут его документы.
  • При выявлении нарушений автомобилиста сотрудник дорожно-патрульной службы обязан наложить на него штраф.

Водители должны знать эти права и обязанности сотрудника ДПС, чтобы спокойно пользоваться своим автомобилем, не страдая от произвола, иногда встречающегося на дорогах.

Источник: rus35.ru

Сообщества › DRIVE2 и ГАИ › Блог › Остановка вне поста, нужно ли передавать документы?

Пришло время окончательно развеять миф относительно остановки сотрудником полиции вне стационарного поста ГИБДД для проверки документов. Миф этот заключается в том, что многие водители считают, что в вышеупомянутом случае они имеют право не передавать документы для проверки по требованию сотрудника полиции. Данное право, по их мнению, возникает на основании 63го пункта Административного регламента введённого 185 приказом МВД РФ:

Читайте также:  Как паять пластиковые бампера

63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
— установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
— наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
— наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
— необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
— необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
выполнение распорядительно-регулировочных действий;
— необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
— необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
— проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
— проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

В первую очередь следует обратить внимание на то, что в данном пункте не говорится о запрете на проверку документов вне стационарного поста. В нём говорится о проверке документов как основании для остановки. Т.е. иными словами “нельзя останавливатьтранспортные средства вне стационарных постов ГИБДД с целью проверки документов”.

Но остановка уже произошла и по данному факту вы имеете право написать жалобу. Однако далее инспектор требует передать документы для проверки.
Обратимся к обязанностям водителя. Согласно Правилам дорожного движения:

1. Общие положения
п. 1.3 ПДД: Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

2. Общие обязанности водителей
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:
— водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
— регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;
— документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа — и на прицеп — в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;
— в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
— страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

Теперь обратимся к правам сотрудника полиции.
Согласно ФЗ “О полиции”:

Статья 13. Права полиции.
1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; …

Таким образом сотрудник полиции имеет право требовать у водителя документы для проверки на основании Закона “о полиции”, а водитель обязан выполнить это требование согласно пункту 2.1.1 ПДД.

Ответственность за невыпонение законного требования сотрудника полиции наступает по части 1 статьи 19.3 Кодекса об административных правонарушениях:

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

К тому же, услышав в качестве причины остановки вне стационарного поста “проверка документов”, не спешите возмущаться. Ведь сотрудник полиции в ряде случаев имеет право назвать вам ложную пичину остановки на основании пунктов 150 и 153 186 приказа МВД РФ.

Источник: www.drive2.ru

Стоять, права не прятать

Речь идет о подпункте 84.13 Административного регламента МВД по надзору за дорожным движением. Дело в том, что прежний регламент, действовавший с 2009 года, разрешал проверять документы у водителей только на стационарных постах ДПС. Делалось это по нескольким причинам. Во-первых, на дорогах промышляли мошенники, которые, переодевшись в полицейскую форму, останавливали машины для личных нужд. Во-вторых, у инспекторов не было планшетов и прочих гаджетов, с помощью которых можно было бы проверить документы. Поэтому проверить их можно было только на стационарном посту.

Но время изменилось, бандитов в форме стало меньше, технологии упростили работу инспекторов на дороге, а сами стационарные посты уходят в прошлое. Выявлять нарушителей эффективнее на дороге, чем на стационарном посту. Поэтому в новом регламенте, действующем с октября 2017 года, инспекторам разрешено останавливать автомобили для проверки документов вне стационарных постов.

Однако эту норму решил оспорить некто К. Рудаков. Он обратился в Верховный суд с требованием признать недействующим подпункт 84.13 Административного регламента. По его мнению, он противоречит конституционному принципу недопустимости произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина и нарушает его право на участие в дорожном движении без установления необоснованных ограничений со стороны органов власти.

Также Рудаков считает, что остановка водителя вне стационарных постов может привести к злоупотреблениям со стороны инспекторов Госавтоинспекции. Она несет в себе существенную угрозу коррупционной составляющей в их действиях, так как какой-либо контроль за соблюдением ими законных оснований для остановки транспортных средств Административным регламентом не установлен. Кроме того, остановки машин для проверки документов могут привести к дальнейшим нарушениям Правил дорожного движения и повышению аварийности, поскольку потраченное на остановку и общение с инспектором время водитель компенсирует увеличением скорости, указал Рудаков в своем заявлении.

Читайте также:  Как открыть капот на ларгусе

Истец также считает, что остановка машины для проверки документов – то же самое, что задержание граждан.

Верховный суд, разобрав иск, а также доводы представителей МВД и министерства юстиции, указал, что Административный регламент утвержден уполномоченным органом и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. А именно Законам “О безопасности дорожного движения” и “О полиции”.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 13 Федерального закона “О полиции” сотрудники этого ведомства вправе останавливать машины, если это необходимо для выполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. А также проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие полиса ОСАГО.

Правила дорожного движения предоставляют регулировщикам, к которым относятся и сотрудники полиции, право останавливать машины с помощью соответствующих сигналов, но не определяют специальные места для остановки. Они лишь предусматривают общие требования к остановке и места, где она запрещена. Поэтому доводы истца о проверке документов исключительно на стационарном посту не основаны на нормах права, а потому – несостоятельны, посчитал Верховный суд.

Также ВС указал, что остановка для проверки документов никоим образом не относится к порядку административного задержания, как мере обеспечения производства по делу.

Довод Рудакова о том, что оспариваемый подпункт противоречит пункту 106 Административного регламента, ВС также отклонил. Он напомнил, что оспариваемый нормативный акт может быть признан не действующим, если он не соответствует иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. Здесь же оба положения – это различные части одного и того же документа и имеют равную юридическую силу.

Что касается контроля за инспекторами, то статьями 49-53 Закона “О полиции” за ними установлен государственный, ведомственный и общественный контроль, судебный контроль и надзор, а также прокурорский надзор.

ВС решил, что при изложенных обстоятельствах подпункт 84.13 Административного регламента в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав истца. Инспекторы могут останавливать машины для проверки документов где угодно.

Источник: rg.ru

Имеет ли право сотрудник ДПС проверять документы не на стационарном посту?

В сети Интернет существует достаточно немаленькая группа людей, которая любит, что называется, “качать права” без крайней на то необходимости. При этом, такие люди нередко далеки от знания этих прав и еще дальше от знания собственных обязанностей. Особенно уютно такие люди себя чувствуют перед экраном просмотра роликов Youtube, но вот на профессиональных юридических форумах им становится, мягко говоря, некомфортно. И вот такими людьми активно агитируются, в частности, те или иные действия, направленные на противодействие законным (или незаконным) действиям сотрудников ГИБДД. Сегодня речь пойдёт об остановке сотрудником ДПС водителя для проверки документов – ведь именно данное его действие вызывает волну негодования среди вышеописанных лиц. Итак, может ли сотрудник ДПС остановить водителя на нестационарном посту с целью проверки документов?

Правильный ответ: да! Но для самой проверки документов требуются определённые основания! О том, по каким причинам и в каких местах сотрудник ДПС может остановить транспортное средство, чётко говорится в приказе 664 МВД России:

106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении*(96), являются:

выявление признаков нарушения правил дорожного движения;

наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;

проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;

остановка транспортного средства по основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1-84.3, 84.11 пункта 84 Административного регламента.

Тем не менее, если сотрудник ДПС и не имеет права остановить нас не на стационарном посту без основания для проверки документов, это не освобождает нас от наложенных обязанностей, которые в данном случае регламентируются Правилами дорожного движения, в частности, их пунктом 2.1.1 раздела “Обязанности водителей”:

(Водитель обязан) Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  1. водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
  2. регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа – и на прицеп;
  3. в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  4. страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Заметьте, здесь не указано, где именно водитель обязан передавать перечисленные документы для проверки, в каких случаях, на каких основаниях и т.д. Водитель в любом случае обязан предоставить сотруднику ДПС данные документы. Неимение сотрудником права останавливать авто для проверки не освобождает нас от ответственности за невыполнение наших обязанностей как водителей, и в этом случае автоинспектор нарушает собственные полномочия, однако, не нарушает наши права своими действиями. А вот ответственность эта может быть достаточно серьёзной: сотрудник ДПС может задержать нас до приезда сотрудников ППС до выяснения личности.

Многие подумают: “А почему я должен соблюдать закон, а сотрудник – нет?!” И снова будут не совсем правы в перспективе. Дело в том, что, как уже сказано выше, нарушение инспектором закона не является поводом для невыполнения его требований. На самом деле, обычный гражданин не уполномочен проверять и, тем более, решать, законны действия сотрудника ДПС или нет. А потому на момент требования автоинспектора предъявить документы мы формально ещё не знаем, нарушает ли он свои полномочия, а потому обязаны подчиняться его требованиям, не нарушающим наши права. Кроме того, при наступлении ответственности – даже обоих лиц – наказание за непредоставление документов гораздо строже, нежели наказание за нарушение 664 приказа, пункта 106.

Источник: howcarworks.ru