Не просто баян а баянище

Кем был легендарный Боян из «Слова о полку Игореве», и как он превратился в музыкальный инструмент баян

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Кто такой Боян

В тексте «Слова о полку Игореве» Боян упоминается всего несколько раз, и сведения о нём довольно скупы. Вот, например, небольшой фрагмент из поэмы в переводе Николая Заболоцкого:

Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

Образ известного в Древней Руси поэта и певца заинтересовал историков, ведь раньше о нём не находили никакой информации в летописях или других источниках. Разве что другой литературный памятник, «Задонщина», опять вскользь говорил о Бояне, но это было объяснимо тем, что автор «Задонщины» позаимствовал очень много оборотов и приёмов из «Слова о полку Игореве».

Если предполагать, что Боян – это современник автора «Слова о полку Игореве», то получается, что он жил во второй половине XI века и исполнял песни собственного сочинения при дворе и дружине киевского князя. Делал он это под аккомпанемент струнного щипкового инструмента типа гуслей.

Образ Бояна пришёлся по душе читателям «Слова». Пушкин сделал его одним из персонажей своей поэмы «Руслан и Людмила», и благодаря ней за именем «Боян» закрепилось написание через «а» – «Баян»:

Слилися речи в шум невнятный:
Жужжит гостей весёлый круг;
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.

Споры и дискуссии

Скептики размышляли, мог ли существовать на самом деле человек, о котором говорил всего лишь один древнерусский автор. Некоторые учёные предположили, что он был выдуман для «Слова о полку Игореве», чтобы украсить произведение. Боян, как считалось, было именем болгарского происхождения, а значит, оно могло быть позаимствовано из какого-нибудь рассказа или легенды родственного славянского народа.

Другие критики думали, что «боян» – это своего рода синоним барда и трубадура. Имя пытались перевести, например, как «байщик», «краснобай», то есть «знающий байки», «знающий басни». Соответственно, Боян – это просто обобщённое имя для придуманного персонажа, как Мастер в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Более поздние находки опровергли сомнения: Бояны жили на Руси, причём их было немало. На стене Софийского собора была найдена надпись о покупке «Бояновой земли» (земельных владений какого-то Бояна) вдовой князя Всеволода Ольговича. О нескольких людях по имени Боян говорилось в берестяных грамотах Новгорода и Старой Руссы. А в самом Новгороде в средние века существовала «Бояна улка» – улица Бояна. Фрагменту этой улицы в 1991 году даже вернули историческое название.

Так что, скорее всего, придворный певец под именем Боян действительно мог существовать. К сожалению, факты о его тёзках не прибавили сведений о нём самом. Но кто знает, какие открытия преподнесёт в будущем историческая наука.

От певца к музыкальному инструменту

Популярность «Слова о полку Игореве» и пушкинской поэмы «Руслан и Людмила», а также одноимённой оперы Михаила Глинки сделали имя Бояна известным по всей России. Если условный древнерусский летописец неизбежно ассоциировался с именем Нестора, то древнерусский музыкант и певец – с Бояном. Мода на старину превратила имя в бренд. Например, в честь Бояна назвали несколько русских кораблей – сначала небольшой корвет, а потом и парочку крейсеров.

В конце XIX века слово «Баян» было добавлено как фирменное название ручной кларнетной гармоники. Название стали добавлять к разным типам гармоник.

А вот полноценный баян как музыкальный инструмент появился благодаря петербургскому мастеру Петру Стерлигову. В 1907 году для талантливого гармониста Якова Орланского-Титаренко он изготовил специальную конструкцию гармоники, и именно с этим инструментом, который стали называть просто «баян», Орланский-Титаренко начал гастролировать по стране.

Сегодня мало кто из баянистов задумывается, что они обязаны названием профессии герою «Слова о полку Игореве». Впрочем, если верить легендам, талантливый Боян без труда бы переучился и смог исполнить свои песни и под аккомпанемент русской гармоники.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Кем был легендарный Боян из «Слова о полку Игореве», и как он превратился в музыкальный инструмент баян

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Кто такой Боян

В тексте «Слова о полку Игореве» Боян упоминается всего несколько раз, и сведения о нём довольно скупы. Вот, например, небольшой фрагмент из поэмы в переводе Николая Заболоцкого:

Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

Образ известного в Древней Руси поэта и певца заинтересовал историков, ведь раньше о нём не находили никакой информации в летописях или других источниках. Разве что другой литературный памятник, «Задонщина», опять вскользь говорил о Бояне, но это было объяснимо тем, что автор «Задонщины» позаимствовал очень много оборотов и приёмов из «Слова о полку Игореве».

Если предполагать, что Боян – это современник автора «Слова о полку Игореве», то получается, что он жил во второй половине XI века и исполнял песни собственного сочинения при дворе и дружине киевского князя. Делал он это под аккомпанемент струнного щипкового инструмента типа гуслей.

Читайте также:  Как сделать сцепление на газели

Образ Бояна пришёлся по душе читателям «Слова». Пушкин сделал его одним из персонажей своей поэмы «Руслан и Людмила», и благодаря ней за именем «Боян» закрепилось написание через «а» – «Баян»:

Слилися речи в шум невнятный:
Жужжит гостей весёлый круг;
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.

Споры и дискуссии

Скептики размышляли, мог ли существовать на самом деле человек, о котором говорил всего лишь один древнерусский автор. Некоторые учёные предположили, что он был выдуман для «Слова о полку Игореве», чтобы украсить произведение. Боян, как считалось, было именем болгарского происхождения, а значит, оно могло быть позаимствовано из какого-нибудь рассказа или легенды родственного славянского народа.

Другие критики думали, что «боян» – это своего рода синоним барда и трубадура. Имя пытались перевести, например, как «байщик», «краснобай», то есть «знающий байки», «знающий басни». Соответственно, Боян – это просто обобщённое имя для придуманного персонажа, как Мастер в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Более поздние находки опровергли сомнения: Бояны жили на Руси, причём их было немало. На стене Софийского собора была найдена надпись о покупке «Бояновой земли» (земельных владений какого-то Бояна) вдовой князя Всеволода Ольговича. О нескольких людях по имени Боян говорилось в берестяных грамотах Новгорода и Старой Руссы. А в самом Новгороде в средние века существовала «Бояна улка» – улица Бояна. Фрагменту этой улицы в 1991 году даже вернули историческое название.

Так что, скорее всего, придворный певец под именем Боян действительно мог существовать. К сожалению, факты о его тёзках не прибавили сведений о нём самом. Но кто знает, какие открытия преподнесёт в будущем историческая наука.

От певца к музыкальному инструменту

Популярность «Слова о полку Игореве» и пушкинской поэмы «Руслан и Людмила», а также одноимённой оперы Михаила Глинки сделали имя Бояна известным по всей России. Если условный древнерусский летописец неизбежно ассоциировался с именем Нестора, то древнерусский музыкант и певец – с Бояном. Мода на старину превратила имя в бренд. Например, в честь Бояна назвали несколько русских кораблей – сначала небольшой корвет, а потом и парочку крейсеров.

В конце XIX века слово «Баян» было добавлено как фирменное название ручной кларнетной гармоники. Название стали добавлять к разным типам гармоник.

А вот полноценный баян как музыкальный инструмент появился благодаря петербургскому мастеру Петру Стерлигову. В 1907 году для талантливого гармониста Якова Орланского-Титаренко он изготовил специальную конструкцию гармоники, и именно с этим инструментом, который стали называть просто «баян», Орланский-Титаренко начал гастролировать по стране.

Сегодня мало кто из баянистов задумывается, что они обязаны названием профессии герою «Слова о полку Игореве». Впрочем, если верить легендам, талантливый Боян без труда бы переучился и смог исполнить свои песни и под аккомпанемент русской гармоники.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

ПОСЛУШАЙТЕ КАК ЗВУЧИТ ГАРМОНЬ И БАЯН ВМЕСТЕ ПЕСНЯ ГАЛИНА

Kích thước video:

Hiển thị các điều khiển trình phát

  • ✅ Instagram ► 45shark_

NHẬN XÉT • 71

Хорошо, но баяна нет (не слышно)

не хватает ещё голоса брата ну или девушки! молодцы!!

Мальчики, вы супер. Спасибо.

Немцы без “РУССКОЙ ДУШИ”
У них каждая минута расписана а вот РУССКИЕ не считают минуты своей жизни они просто ЖИВУТ.

И у них обоих один наплечный ремень!

Браво. ребята вы лудшие. Москва вас любит.

Посмотрел, сделал вывод! Дранга лох.

Здорова мужики! Добра вам! Я тоже гармонист самоучка!

Да эта уже классика народная!

Респект исполнителям. Александр Васин(баян)- профессионал с большой буквы.

Гармонь есть гармонь. Боян так . На подхвате!

Баян здесь не просто так. Это Александр Васин(Рязань) – профессиональный и классный баянист.

Просто супер,молодцы пацаны.

акомпанимент хорош – песня – о чемм 😕

Как обычно про любовь конечно)

Круто, браво, парни!

Парни за песню респект.вопрос зачем воюеете против Украины.Что мы вам зделали? Песня Н. Гнатюк національна.валите с Украины мы вам не Молдова и не Абхазия.

Радует что молодые парнишки играют такие темы. С Хантов привет.

Я тоже с хантов!

такими гармонистами живчиками мы и держимся маме которая вырастила ПОКЛОН

А баян то эстрадный, да ещё и пятирядный.
Только видно, что парни немного стремаются, только стесняться нечего, наоборот, нужно гордиться! Вот, сколько среди ваших знакомых есть музыкантов? Я имею ввиду играющих на чем либо. И если есть такие, то сколько их них баянистов или гармонистов??
Зато у каждого третьего – айфон!

Грустно, напился , слушал раз 10 , грустно , время ушло , молодость. и вообще все . Спасибо ,Парень .

Да лучше об этом не думать старик,а то точно сьехать котелок может.
Жизнь она такая,не успеешь оглянуться и вот здраствуй старость.

чувак на гармазе жжет, респект

Люди може я и дубина в музыке но разница между баяном и гармошкой или аккордеон какая? Ну кроме расположений и формы кнопок у одних клавиши у другого кнопки.. а ещё?

@Egor Blagov спасибо. Будем знать

баян и аккордеон различаются только правой клавиатурой (на баяне удобнее как по мне)
а гармонь меньше чем баян там другие правая и левая клавитуры, по сути играет в одной тональности.

Источник: vnclip.net

Выражение “баян” – что значит, особенности употребления и интересные факты

Во время сетевого общения можно обнаружить множество всевозможных сленговых выражений, значение которых угадывается лишь по общему смыслу фразы, да и то не всегда. Проблема заключается в том, что контекст может отсутствовать как таковой. Например, вы отправляете некое сообщение на форуме, а комментарий состоит всего из одного слова, а восклицательный или вопросительный знаки никак не добавляют понимания. Если вам ответили «Баян!» — что значит это восклицание? Как на него реагировать и стоит ли обижаться и спорить?

Читайте также:  Какие сейчас категории водительских прав

О каких баянах речь?

Самое распространенное значение этого слова — название музыкального инструмента, который относится к категории пневматических язычковых. Это аккордеон, гармонь, концертина, баян. Воздух выдувается с помощью меха и проходит через металлический язычок, извлекая звук.

Существует достаточное количество значений этого слова, даже если исключить имена собственные. Что значит «баян»? Смысл часто привязан к кругу общения. Если речь идет об интернет-сообществе, то это понятие «ярлык», который применяют к определенной категории информации.

Распространенный жаргонизм

Сейчас уже нельзя назвать это слово исключительно сетевым — оно успешно вышло в реальный мир и применяется в вербальном общении. Иногда, рассказывая какую-то шутку, прикол или с энтузиазмом сообщая новость, вы слышите в качестве реакции восклицание «баян», что значит абсолютную «несвежесть» вашего сообщения. Возможно, эту шутку кто-то рассказал еще вчера, и все очень смеялись. Не исключено, что вы уже десятый человек, который преподносит эту информацию, полыхая неподдельным энтузиазмом. Этим коротким словом вам сообщают буквально следующее: все уже в курсе, интерес утрачен.

Существует множество вариантов происхождения жаргонизма. Кто-то отсылает к анекдоту «хоронили тещу, порвали три баяна», другие отсылают к известному боевому кораблю с таким названием. Вариант с некими вещими певцами и бродячими рассказчиками, которые могли без стеснения пересказывать истории по многу раз, тоже кажется правдоподобным.

Сленг наркоманов

У шприца существует несколько сленговых наименований в среде лиц, зависимых от наркотических веществ. Его могут называть машиной или машинкой, инструментом или баяном. Что значит последнее наименование и как оно вошло в лексикон? Скорее всего, это невозможно узнать. В среде наркоманов вообще сложно отыскать корни тех или иных понятий. Называют так, как кто-то назвал в разговоре. Общая тенденция жаргонизмов в таком обществе заключается в асоциальности самого явления наркомании, такие люди просто стараются переименовать предметы, вещества и процессы таким образом, чтобы не привлекать лишнего внимания.

Что значит выражение «баян» в интернете?

В большинстве случаев вкладывается саркастический насмешливый смысл, но без перехода на личности. Крайне редко комментатор действительно серьезен и требует сообщать исключительно актуальную информацию. О чем так могут сказать?

Баяном могут назвать видео, шутку любой формы, от текста до демотиватора или фотожабы, интересный факт и даже политическую новость. Автора при этом могут назвать «баянистом», если подряд идет несколько откровенно устаревших сообщений, или он вообще склонен раскапывать какие-то сетевые древности и щедро делиться ими со всеми окружающими. Подавляющее большинство юзеров знает, что такое баян, но не стоит забывать о тех, кто делает в сети свои первые шаги и еще не полностью овладел специфическим лексиконом.

Правильное написание

Так называемые «граммар-наци», ратующие за грамотный русский язык, настаивают на мнении, что верным является исключительно слово «боян». Во-первых, оно отличается от названия музыкального инструмента, а во-вторых, этим словом в давние времена называли бродячих сказителей, певцов и предсказателей. По сути, боян — это рассказчик или бард. Значение выражения «баян», «боян» или даже «байан» от метода написания не меняется. Впрочем, последний вариант можно считать своеобразной отсылкой к так называемому «падонкаффскому» сленгу, когда особым шиком считаются исковерканные слова. Сам механизм словесных метаморфоз подчиняется весьма размытым и необязательным правилам: могут меняться глухие согласные на парные к ним звонкие или наоборот, а вместо буквы «я» пишется «йа».

Варианты корректного употребления

Часто сленговое понятие «боян» применяется как синоним фразы «я это уже слышал», чтобы иметь возможность как можно быстрее перейти к обсуждению какого-то следующего вопроса или же к резкой смене темы. Часто воспринимается как невежливый способ отмахнуться и перехватить внимание. Разбираясь в вопросе о том, что означает жаргонизм «баян», довольно сложно отделаться от эмоционального восприятия. Возникает впечатление, что ваши слова обесценивают, появляется обида. Важно уметь отделить собственную личность от реакции других людей на какое-то ваше сообщение, это поможет не стать жертвой троллей.

Кто чаще всего сообщает в комментариях, что это боян? Несложное исследование показало, что критичность и желание во что бы то ни стало доказать свою осведомленность во всех вопросах подряд присуще подросткам. Люди постарше отдают себе отчет, что кто-то только начал приобщаться к интернету и не может знать всех шуток и приколов, которые радовали юзеров какой-то месяц назад.

Баян или классика?

Как люди обходились раньше без этого понятия? Например, если кто-то рассказывал очень старую и всем известную шутку, то говорили, что это анекдот с бородой. То есть это до такой степени старая новость, что уже не вызывает ни малейшего интереса. «Бородатость» при этом обязательно связана с давностью и отсутствием ожидаемого эффекта. Что значит слово «баян»? Это именно такой вид информации, но его следует отличать от классики.

Любая информационная единица может пройти путь от свежей до «баянистой» и устаревшей, но если после этого она не исчезает в забвении, то у нее есть шанс перейти в категорию классики. То, что раньше называли «крылатые фразы», на какой-то стадии вполне могло вызывать ощущение неуместной и набившей оскомину остроты, пока не преодолели некий порог известности.

Читайте также:  Как пропылесосить печку ваз 2107

Мнение о распространенности какой-то информационной единицы в массе чаще всего субъективно. Если вы и ваши друзья радостно обсуждали какую-то остроту, это не значит, что все в интернете в курсе и должны знать, что вам ни в коем случае не следует о ней рассказывать, если они не хотят получить уничижительное заявление про боян. Одним из признаков нашего времени является возведение информированности в культ. Если раньше достаточно было компетентности в своей области, то теперь это называют ограниченностью. Как и любое модное течение, такое явление пройдет, а само понятие «боянистости» неизбежно устареет и станет баяном.

Источник: www.syl.ru

Пой,гармоника!

Всё о гармони и гармонистах

К 100-летию русского баяна(или кто изобрёл баян?)

Наталья Вороненко,заведующая отделом «Музея русской гармоники Альфреда Мирека», кандидат
педагогических наук, член ИКОМ ЮНЭСКО(2008 г.).

В 2007 в нашей стране и за рубежом прошло большое Количество концертов, фестивалей и конкурсов, посвященных 100-летию русского баяна. Этому событию были посвящены научно-практические конференции. И это не случайно. Несмотря на большую изученность этой темы, ученые до сих пор не могут дать окончательный ответ, когда и кем был изобретен баян. Это объясняется тем, что в различных странах мастера приблизительно в одно и тоже время изобрели различные конструкции концертной хроматической гармоники с готово-выборным аккомпанементом в левой руке, охватывающим все гармонические тональности по кванто-квинтовому кругу. В мировой практике конструкция подобного аккомпанемента впервые была применена еще в архичембалах (клавесинах)

«Итальянский след»

Мирвальд и Чулков

Однако Паоло Сохрани не был первым, кто представил инструмент с правой клавиатурой соответствующей конструкции баяна московской системы. Значительно раньше его в 1891 году инструмент с такой клавиатурой был изготовлен К. Мирвальдом в Германии.

Мастер Павел Чулков

Приблизительно в это же время, по данным доктора искусствоведения, профессора А. Мирека, известный тульский гармонный мастер Павел Чулков проводил эксперименты над созданием концертной хроматической гармоники-сначала однорядной, затем двухрядной и трехрядной. Гармоника была представлена на промышленной выставке в Туле в 1897 году. Павел Чулков лично играл министру В.И. Тимирязеву на сконструированном и изготовленном им трехрядном хроматическом инструменте.

Баян П.Стерлигова

Надо сказать, что в то время инструмент не носил названия «баян» ни в нашей стране, ни за рубежом. Подобного рода инструменты тех или иных модификаций в российских каталогах значились под именами: «Орел», «Финиш», «Фурор», «Реформа». Во всех появившихся названиях инструмента авторы хотели подчеркнул, новизну модели, программирующую ее уникальные концертные возможности. Название «баян» тоже встречалось, но применительно к национальным диатоническим гармоникам сельского типа, улучшенной работы.

Гармонист-виртуоз Я.Ф.Орланский-Титаренко

Впервые инструмент под названием «баян» в современном значении этого слова был изготовлен мастером П.Е. Стерлиговым в 1907 году. Он тогда сконструировал заказной концертный инструмент для известного гармониста-виртуоза на трехрядной петербургской гармонике Я.Ф.Орланского-Титаренко, который и приложил огромные усилия для популяризации этого названия.

Баян П.Стерлигова(левая клавиатура) Баян конструкции П.Стерлигова(правая клавиатура)

Гармонист очень гордился своим новым инструментом и выступал не только в Петербурге и в Москве, но и на знаменитой Нижегородской ярмарке, откуда весть об этом инструменте разлетелась по всей России В 1912 году он создал оркестр под названием «Баян». Впервые название «баян» появилось именно на афише Орланского-Титаренко 13 мая 1908 года. В экспозиции Музея русской гармоники А. Мирека представлены оригинал афиши и первый серийный инструмент мастера Стерлигова. Впоследствии этим же мастером был создан в 1925 готово-выборный инструмент, который был запатентован в1929году.

Баян мастера П. Стерлигова значительно отличался от европейских инструментов и представлял собой исконно русскую модель — она сразу была четырехрядной. Корпус, его конструкция и отделка были во многом заимствованы у петербургской гармоники. Отличались от европейской и конструкция клавиш (они имели форму лопаточек и были заимствованы у петербургской гармоники), и расположение звуков на правой клавиатуре. Впоследствии такой баян получил название баян петербургской системы.

Эта исконно русская система баяна была широко распространена до революции и первое десятилетие после революции, когда еще оставались инструменты, сделанные известными мастерами. После революции почти все частное производство баянов было прекращено. В 1928 году комиссия, в составе которой были известные московские гармонисты, рекомендовала баяны европейской системы для промышленного производства. Так началось промышленное производство баянов с европейской клавиатурой — сначала трехрядной, потом четырехрядной и пятирядной. Эти баяны получили название баянов московской системы и почему-то стали гордо именоваться русскими баянами, несмотря на то, что в, России на тот момент уже изготавливались прекрасные концертные инструменты в исконно русской традиции.

Готово-выборный баян С.Новикова

Развитие баяна после 1930-х годов

С 1930-х годов в России начинает совершенствоваться баян московской системы. Пик популярности этого инструмента приходится на послевоенные годы. Огромный вклад в его усовершенствование внесли известные московское мастера — В.А.Колчин, Н.Д.Косоруков, Ю.К.Волкович, А.А.Сизов. Они стояли у истоков самого известного российского многотембрового готово-выборного баяна «Юпитер», который по праву считается звездой первой величины среди концертных инструментов во всем мире.

Совершенствовалось создание концертных инструментов и в Туле. Здесь были созданы прекрасные моготембровые концертные инструменты «Мир» и «Русь», очень полюбившиеся российским и зарубежным исполнителям.

Несмотря на то, что современные московские баяны были созданы на основе баянов европейской системы, сейчас с полной уверенностью можно сказать, что они обрели истинно российский национальный характер. Благодаря усилиям талантливых мастеров российские инструменты приобрели свой неоспоримый театральный колорит, и это отличает их от инструментов европейского производства.

Источник: poigarmonika.ru